Позвоните нам
+7 812 939-29-64

Досудебный порядок урегулирования спора — как и когда необходимо соблюдать?

Опубиковано в Полезные статьи

Практически всегда в договоре предусмотрен порядок разрешения споров, в котором контрагенты договариваются об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования конфликтных ситуаций. Как правило, стороны выбирают претензионный порядок урегулирования. Что это значит?

Претензионный порядок урегулирования споров означает, что, при возникновении конфликтных или противоречивых ситуаций в процессе исполнения договора, сторона, чье право нарушено, должна обязательно до обращения в суд с исковым заявлением направить претензию контрагенту во исполнение досудебного порядка. Это нужно для того, чтобы контрагент имел возможность добровольно устранить нарушенное право и законный интерес другой стороны без несения издержек на оплату государственной пошлины и услуги представителя в судебном заседании.

Если договором или Законом предусмотрен порядок досудебного урегулирования – без выполнения обязательства по отправке претензии контрагенту обращаться в суд нельзя! Исковое заявление не примут к производству (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ) или, если это выяснится в процессе – иск оставят без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Если срок направления претензии установлен в договоре, например, «незамедлительно сообщить продавцу», то, при его нарушении велика вероятность, что право на удовлетворение требований будет утрачено. За этим важно следить! Если срок не установлен, то претензию можно предъявлять в пределах исковой давности (по общему правилу — 3 года со дня, когда вы узнали, что Ваше право нарушено, если иное не установлено законом).

Установленной формы для претензии нет, однако, рекомендуем соблюдать следующие рекомендации:

  1. Претензию направлять в письменной форме, на бланке организации, с обязательным указанием даты, реквизитов Вашей организации и адресата, кому направлена претензия.
  2. Подписывать претензию необходимо руководителю организации или лицу, которое обладает данным правом по доверенности – тогда копию доверенности нужно направить вместе с претензией.
  3. В самом тексте претензии нужно сослаться на основание права требования (реквизиты договора), указание нарушений, которые допустил Ваш контрагент, требования к устранению нарушенных обязательств, а также срок исполнения. Если требования, предъявляемые к контрагенту, денежные – рекомендуем прикладывать расчет суммы.
  4. В конце претензии можно предупредить контрагента о том, что в случае неисполнения требования, вы будете вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Необходимо сохранить доказательства направления претензии – лучше всего направлять через отделение Почты России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью. Сохраняйте чек об отправке, где будет виден номер отслеживания (РПО). Он вместе с описью будет являться доказательством соблюдения претензионного порядка.

Если срок ответа на претензию не установлен в договоре или специальной нормой, то по истечении 30 дней с момента направления претензии, можно подавать исковое заявление в суд, даже если ответ от стороны Вы не получите. Срок считается не с момента получения претензии контрагентом, так как он может и не забрать ее с почты – именно с момента направления. Таким образом, по общему правилу, у контрагента есть 30 дней на ответ.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете написать нам на электронную почту info@map-lex.ru или позвонить по телефонам 8 800 201 62 27, 8 (812) 939-29-64

Для Вашего удобства Вы можете связаться с нами по WhatsApp, Telegram +7 931 341 18 69